История Flash

Все статьи

Слова на букву F

Из всех запатентованных технологий и продуктов, которые пытались продать крупные корпорации, ни один не добился такого успеха, как Macromedia Flash. Карьера Flash началась со скромного встраиваемого модуля FutureSplash, позволявшего дизайнерам вставлять в страницы векторную графику и анимацию.

Добро пожаловать в мир Macromedia Flash. Рабочая среда продукта может быть сложной, глубокой и предоставляющей широкие возможности, но, Macromedia сделала все, чтобы взять дизайнеров за руку и не отпускать в течение всего процесса их работы с Flash.

Вначале дизайнеры не обратили особого внимания на FutureSplash, но Macromedia сразу распознала потенциал данного продукта. Компания выкупила права на этот модуль и переименовала его в Flash. Затем на его базе была создана полноценная среда для создания графики, на базе похожего на JavaScript языка программирования ActionScript.

Macromedia Также удалось создать целый культ для последователей Flash.

Ценность Flash

В то время, как несовместимые языки программирования и Object Model браузеров четвертой версии наводили хаос и панику на просторах сети, Flash 4 и ее мощный язык скриптов работали одинаково хорошо и в Navigator, и в IE, и в Opera. И почти так же хорошо на платформах Mac Os, Linux, Unix как и в Windows. Для многих дизайнеров это означало прощание с HTML и CSS, и переход на Flash.

Крутящиеся логотипы, томительные экраны с надписью «загрузка», нескончаемые, надоедливые заставки и вступления – все это поначалу сказалось на нехорошей славе Flash Среди пользователей. Однако, вскоре дизайнером надоело играться с возможностями Flash, и стали появляться изысканные сайты, наподобие One9ine, Juxt Interactive и другие образцы умелого использования Flash. Спохватившись, многие дизайнеры и разработчики тоже поспешили вскочить на уходящий поезд Flash, зачастую второпях создавая не такие изощренные проекты, но винить в этом Flash нельзя, также как нельзя списывать плохую работу неумелого столяра на молоток и гвозди. Flash пожирала сеть, также как браузера Microsoft кушал рыночную долю Netscape.

Применение

В руках умелого специалиста мощное оружие Flash может творить чудеса, создавая причудливые сайты.

Juxt Interactive – еще одни первопроходцы использования Flash, продемонстрировавшие, что Flash можно использовать не только для создания раздражающих заставок.

Несмотря на полную уместность для некоторых проектов, Flash был непригодна для многих сайтов, использующих ее. Она также вызывала и вызывает много вопросов относительно доступности и удобства использования, волновавших пользователей, но не замеченных дизайнерами. Одним из наиболее ярых критиков Flash является Джейкоб Нильсен (Jacob Nielsen) из консалтинговой группы Nielsen Norman.

В 2002 году Macromedia решила разобраться с этими проблемами, улучшив доступность и удобство использования в обновленном продукте Flash MX, и наняв Нильсена в качестве консультанта. (Если бы Microsoft и Netscape проявили бы подобную мудрость и привлекли на работу своих критиков, возможно, мне бы не потребовалось писать эту книгу).

В умелых руках, Flash значительно облегчает достижение целей, которые было бы трудно создать с помощью стандартного кода, CSS, SVG (Scalable Vector Graphics) и DOM.

В настоящее время для создания сложных, напоминающих приложения, интерфейсов, легче это выполнить в Flash, благодаря единой среде разработки и огромной установленной базе исходных средств. В будущем, возможно, более логично будет решать подобные задачи, используя сочетание XML, XHTML, CSS, ECMAScript, SVG и DOM.

SVG является приложением XML и стандартом векторной графики, поддерживающий анимацию и скрипты и полностью совместимый с другими Web-стандартами. Однако во время написания данной книги ни один из браузеров не поддерживал SVG по умолчанию. Для этого требовалось использование дополнительного модуля, так же как и для Flash. (Браузер Amaya консорциума W3C в определенной степени поддерживает SVG, также некоторые разновидности Mozilla могут быть скомпилированы с поддержкой SVG, но эти продукты никак нельзя назвать популярными).

Неприятность с Flash

Основная загвоздка с использованием Flash состоит в непригодности этой технологии для многих сайтов, ориентированных на контент или электронную коммерцию. Тем не менее, разработчики продолжают использовать Flash даже в самых неподходящих ситуациях, так как с ее помощью можно создать глянцевый профессиональный внешний вид сайта, благодаря которому, заказчик думает, что он получает добротный сайт за свои деньги. Выполненные в Flash сайты также очень неплохо смотрятся в портфолио дизайнеров и агентств.

Для создания новостных сайтов, порталов, магазинов, сайтов различных институтов, сообществ, журналов, каталогов и других, ориентированных в первую очередь на текстовое содержание, по-прежнему лучше использовать XHTML, CSS и другие стандарты. И все же некоторые дизайнеры вместо этого толкают Flash, не потому что она отвечает задачам проекта, а потому, что они умеют обращаться с ней и красивый результат привлекает новых заказчиков. Такая тактика схожа с действиями рекламных агентств, создающих ролики не для рекламы товара, а в надежде, что они получат за них приз на очередном фестивале.

Другая неприятность с Flash

Еще одна загвоздка с использованием Flash заключается в том, что некоторые дизайнеры настолько влюблены в эту технологию, что они забывают про использование Web-стандартов, если они вообще когда-то об этом помнили. В результате, появляются сайты Flash, которые работают только в одном или двух браузерах.

Сама по себе технология Flash работает в любом браузере, в котором есть подключенный модуль для ее просмотра, однако, некоторые сайты сделаны настолько скверно, что многие пользователи просто не могут получить доступ к Flash-содержимому. Встречаются даже сайты, требующие использования IE только для отображения простой презентации Flash. Это все равно, что требовать использовать телевизор Рубин вместо Sony только для того, чтобы воткнуть в него антенный кабель.

Когда же заказчик просит создать «традиционный» сайт, совместимый со стандартами, эти дизайнеры и агентства используют методы, уже рассмотренные нами, зачастую передавая заказ другой команде начинающих разработчиков, чтобы старшие профессионалы могли сосредоточиться на работе с Flash. Они видимо полагают, что Web не развивалась с тех времен, когда они обнаружили существование Flash.

И тем не менее, XML, XHTML, CSS и DOM вовсе не являются простенькими технологиями для начинающих дизайнеров. Это мощные и сформировавшиеся стандарты, способные донести до пользователя любую задумку разработчика. Я не выступаю против агентств, специализирующихся на создании красивых, полнофункциональных проектов Flash. Просто я хотел бы увидеть такое же отношение и к остальным 90% методов  дизайна и разработки.

Наши контакты

Москва

м. Бауманская, ул. Радио, д. 24, корп.1

Санкт-Петербург

Невский проспект, д. 25

Все контакты и схемы проезда

Отправить заявку

Заполнены не все обязательные поля