ЧПУ (SEF, человекопонятные урлы) — отображение адресов страниц сайта в максимально удобном для восприятия формате.

Большинство CMS (систем управления веб-ресурсами) генерируют URL, представляющие собой хаотичную, с точки зрения пользователя, последовательность цифр, букв и специальных символов:

http://example.com/catalogue.php?sect=7&type=49&brand=14&item=58

Приведенный выше адрес является запросом к базе данных, где хранится нужный контент. Концепция же ЧПУ предполагает создание коротких ссылок, состоящих из английских либо русских (в транслитерации) слов, разделенных слэшем (разграничивает категории) и тире (ставится между лексемами, входящими в состав одного названия):

http://example.com/catalogue/smartphones/dualsim/xiaomy/xiaomy-mi-max

Преимущества ЧПУ

  • Благодаря четкой иерархической структуре посетителю становится легче ориентироваться на интернет-площадке, а для перехода на верхний уровень вложенности достаточно стереть часть URL;
  • Красивые ссылки проще запомнить и воспроизвести в дальнейшем (записать в блокнот, продиктовать по телефону). Это будет способствовать популяризации сайта при использовании традиционных каналов маркетингового продвижения (телерадиовещания, печатных СМИ), а также модели c2c (“от потребителя потребителю”);
  • Человекопонятные урлы —  один из значимых факторов внутренней поисковой оптимизации сайта, что обусловлено наличием в них ключевых слов, релевантных содержанию страницы. Однако настройку SEF необходимо производить непосредственно на запуске проекта. Изменение адресов уже проиндексированных веб-документов приведет к их удалению из SERP, а значит и существенному падению трафика.

Настройка ЧПУ

Современные CMS имеют встроенные SEF-модули, способные автоматически генерировать ЧПУ на основе Title публикаций. Кроме того для многих движков существует немало готовых решений от сторонних разработчиков, включая бесплатные. При использовании же самописных скриптов можно обратиться к возможностям htaccess или конфигурационному файлу веб-сервера.