Юзабилити — удобство веб-ресурса с точки зрения конечного пользователя.
Юзабилити оценивается на основе 5 ключевых факторов, которые можно охарактеризовать следующими вопросами:
- Простота освоения. Как быстро человек, впервые зашедший на сайт, разберется в интерфейсе?
- Запоминаемость. Сможет ли посетитель также легко использовать доступный функционал при повторном визите?
- Интуитивность. Как часто люди ошибаются при попытке совершить различные действия?
- Эффективность. Как быстро посетитель осуществляет те или иные манипуляции, с какими трудностями сталкивается?
- Восприятие. Насколько пользователям нравится интерфейс, удобен ли он по их субъективным ощущениям?
Разработка и тестирование юзабилити
Разработка юзабилити включает несколько этапов:
- Формирование требований к будущему проекту, анализ прямых конкурентов;
- Прототипирование интерфейса, его тестирование;
- Выпуск в продакшн, получение фидбека от посетителей;
- Оптимизация интерфейса на основе полученных отзывов, внедрение новых функций.
Наиболее действенные методы исследования юзабилити — A/B и мультивариантное тестирование. Целевой аудитории в равных пропорциях предлагаются разные версии одного и того же сайта. При достижении статистически значимого количества показов результаты сравниваются — на их основе выбирается самый удачный вариант интерфейса. В качестве основных маркеров выступают конверсия и скорость совершения целевых действий.
Юзабилити в поисковой оптимизации
Удобство сайта положительно сказывается на поведенческих факторах. Если посещаемость определяется позициями в SERP, то глубина просмотра (количество страниц, на которые переходил пользователь), время нахождения на сайте и показатель возвратов (число повторных визитов) зависят не только от предлагаемого контента, качества и цен на товары/услуги, но и от того, насколько интерфейс интернет-площадки дружелюбен по отношению к целевой аудитории. Поэтому улучшение юзабилити является одной из важнейших составляющих внутренней оптимизации проекта.